В современной психологии есть довольно-таки интересная техника - Пирамида логических уровней, разработанная Робертом Дилтсом по мотивам работ Грегори Бейтсона и Бертрана Рассела.
Данная модель структуры достаточно хорошо работает в работе с постановками цели, с отношениями, а также по ней часто строят способы манипуляции и контрманипуляции.
Также достаточно хорошо использование пирамиды для решения внутренних конфликтов и проблем.
Ниже я дам описание работы (естественно, с согласия клиента) с застарелой хандрой, демотивированностью, периодически переходящей в депрессивное состояние.
Сам клиент, довольно взрослый (за 30 лет) человек, довольно-таки мягкий, но с приступами агрессии, может замыкаться в себе, обидчивый.
Для полноценной работы в этой структуре необходимо относиться к субъективной реальности клиента как к объективной для него, т.е. в его карте реальности все, описываемое этим клиентом, существовало "здесь и сейчас", и имело определенную силу воздействия на психологическое состояние.
В рамках описания модели я буду описывать и то, что находилось в субъективной реальности клиента.
Окружение - если вкратце, то это все в контексте описываемой ситуации, которое можно описать ответом на вопрос: кто? что?
В данном случае было чувство беспомощности, чувство страха, чувство вины, чувство обиды, ощущения зажатости в теле, негативные мысли по поводу мира и мироустройства.
Действия - способ взаимодействия с миром, что я делаю с окружающим меня миром, что мир делает со мной.
В данном случае, у нас мир имел две составляющие - действия, происходящие во внутреннем мире как реальность клиента, и взаимодействие с окружающим миром, исходя из его представлении об оном.
Итак, что происходило:
чувство страха создавало зажим в нижней области тела.
чувство вины порождало чувство недостоинства всего хорошего, что предлагал мир, и понуждало отвергать или обесценивать все хорошее, что происходило с клиентом.
Там, где нужно было мириться, человек включал гордиться, там, где нужно было любить и открываться, человек включал состояния, условно обозначенные как презирать и закрываться.
Как это проявлялось в жизни?
Например, есть недопонимание с партнером. Вместо того, чтобы, условно говоря, сесть за стол переговоров и достичь компромисса, клиент просто отвергал партнера как личность, осуждал его, закрывался и переставал контактировать.
Люди, которые к нему относились хорошо, часто попадали в игнорируемые по надуманным предлогам.
И так далее.
Естественно, осознание чувств и их признание как реальной действующей силы, а также осознание деструктивных моделей поведения уже создало свой терапевтический эффект, и работа пошла живее, без попыток сбежать в более легкие и приятные сферы общения :)
Способности - я делаю это потому что я так умею.
Здесь достаточно просто получилось: я могу чувствовать вину, я могу любить, я могу гордиться, я могу отвергать, я могу принимать и так далее.
На следующем уровне пришлось попотеть нам обоим.
Убеждения и ценности.
Я подхожу к данному пункту максимально бережно и осторожно, так как здесь - источник картины мира, самоописания, самоопределения, всяких разных благополучий и неблагополучий и в отношениях, и в здоровье, и в материальном благополучии.
Ценности - это то, что для человека реально важно.
Убеждения - обоснования, почему это важно, а также создание способностей для охраны, защиты того, что является ценностью.
Конфликт убеждений и ценностей в человеке зачастую делают его неустойчивым, внутренне разобранным. Единство, согласованность, иерархия ценностей - стабильного, цельного, внутренне собранного и сильного.
В описываемом случае присутствовали убеждения (в скобках - ценности, вокруг которых, для защиты которых убеждения были скомпиллированы в таком виде) :
- Если я открою душу - мне туда насрут. (убеждение защищало ценности любовь, радость, покой)
- Другие люди могут меня обидеть (общение, любовь).
- Я маленький и слабый (доброта).
- Мне нужно научиться защищаться (радость, покой, действие, общение).
Были еще убеждения и ценности, здесь их приводить смысла нет. В целом получился очень большой пласт.
Описание убеждений и ценностей заняло довольно много времени, сопровождавшимися не всегда корректными по поводу убеждения замечаниями со стороны клиента :). Т.е. само осознание убеждений, стоящими за поведением и за чувствами, окончательно привело клиента в ресурсное состояние - он оживился, стал проявлять большую активность, шутить над собой и над происходящим.
Перешли к следующему уровню - Идентичность, или Личностное своеобразие.
Тоже очень интересный и мощный в плане влияния на жизнь уровень, ответ на вопрос: "в данном контексте КТО Я?".
У клиента был ответ - маленький мальчик, жертва.
Следующий уровень - Миссия, лучше всего описать словами автора - Р. Дилтса: "Это относится к вашему ощущению чего-то, что выходит за ваше личное видение себя самого и включает ваше видение больших систем, окружающих конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…
Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем?», «Ради чего?», «В чем смысл?».
После довольно продолжительной и насыщенной работы клиент ответил - ради жизни, ради того, чтобы остаться человеком.
Также были получены и другие ответы, но это был основной.
Итак, что получилось - весь негатив, испытываемый клиентом к окружающим и к себе, вся гордыня, - оказалось, имеют под собой очень позитивную цель.
С уровня Миссия человек видит себя и то, что происходит у него внутри, как бы со стороны. Он видит, как его самоидентичность не отражает его внутренних устремлений. Видит, насколько недостаточны его убеждения. Видит, что способы сообщения с миром далеки от совершенства. Видит, как падают серые и черные стены казалось замка, которым он себя окружил, а в самом деле оказалось, что это - фанерный ящик, в который он сам залез и в котором он удивительно неудобно скрючился.
На этом уровне происходят зачастую удивительные вещи.
Часть из них сейчас попробую описать:
на уровне Идентичность, или Личностное своеобразие клиент получил состояние Я - ученик. Убеждения начали меняться:
например, - Другие люди могут меня обидеть стало Есть люди, которые могут вольно или невольно зацепить за живое в силу своего развития и воспитания. Моя задача - отслеживать уровень комфортного общения и вовремя отсеивать из личного пространства подобных людей, держать расстояние.
- Мне нужно научиться защищаться стало Мне нужно учиться эффективной коммуникации, разбираться в людях, гибкости и саморегуляции.
Резюмируя, используя уже имеющийся жизненный опыт, клиент начал перестраивать свою картину мира, отношение к нему, начал создавать новую систему защиты своих ценностей. Старые убеждения трансформировались, перестали быть ограничивающими.
Он открыл в себе заново способности договариваться. доверять, любить, а при необходимости - закрываться от общения, находить тех людей, которые интересны и близки по духу.
При этом действуя так, чтобы максимально корректно относиться к окружению - более корректно и бережно и к своим чувствам, и к чувствам других.
Окружение - чувство страха не исчезло полностью, но стало более мягким, из черного акцентированного - серым, размытым.
Обида - трансформировалась в легкое чувство благодарности.
Вина - чувство не исчезло полностью, но перестало демотивировать, наоборот, стало некоторым катализатором процессов примирения.
В целом, по словам клиента, за месяц, что прошел после вышеописанной работы, он стал более контактным, стало легче в таких мелочах, как спросить дорогу или пообщаться с продавцом в магазине.
Он уже как бы со стороны увидел, какое напряжение создавал на работе и в семье. Стал более гибок и в то же время более настойчив.
Обрел внутреннее равновесие.
Подводя итог, могу сказать, что Пирамида логических уровней - прекрасный инструмент для работы с клиентом, а также замечательный инструмент и для работы с собой для достижения внутренней целостности, налаживания отношений, для оценки того, действительно ли нам нужны те или иные цели в жизни.
Данная модель структуры достаточно хорошо работает в работе с постановками цели, с отношениями, а также по ней часто строят способы манипуляции и контрманипуляции.
Также достаточно хорошо использование пирамиды для решения внутренних конфликтов и проблем.
Ниже я дам описание работы (естественно, с согласия клиента) с застарелой хандрой, демотивированностью, периодически переходящей в депрессивное состояние.
Сам клиент, довольно взрослый (за 30 лет) человек, довольно-таки мягкий, но с приступами агрессии, может замыкаться в себе, обидчивый.
В рамках описания модели я буду описывать и то, что находилось в субъективной реальности клиента.
Окружение - если вкратце, то это все в контексте описываемой ситуации, которое можно описать ответом на вопрос: кто? что?
В данном случае было чувство беспомощности, чувство страха, чувство вины, чувство обиды, ощущения зажатости в теле, негативные мысли по поводу мира и мироустройства.
Действия - способ взаимодействия с миром, что я делаю с окружающим меня миром, что мир делает со мной.
В данном случае, у нас мир имел две составляющие - действия, происходящие во внутреннем мире как реальность клиента, и взаимодействие с окружающим миром, исходя из его представлении об оном.
Итак, что происходило:
чувство страха создавало зажим в нижней области тела.
чувство вины порождало чувство недостоинства всего хорошего, что предлагал мир, и понуждало отвергать или обесценивать все хорошее, что происходило с клиентом.
Там, где нужно было мириться, человек включал гордиться, там, где нужно было любить и открываться, человек включал состояния, условно обозначенные как презирать и закрываться.
Как это проявлялось в жизни?
Например, есть недопонимание с партнером. Вместо того, чтобы, условно говоря, сесть за стол переговоров и достичь компромисса, клиент просто отвергал партнера как личность, осуждал его, закрывался и переставал контактировать.
Люди, которые к нему относились хорошо, часто попадали в игнорируемые по надуманным предлогам.
И так далее.
Естественно, осознание чувств и их признание как реальной действующей силы, а также осознание деструктивных моделей поведения уже создало свой терапевтический эффект, и работа пошла живее, без попыток сбежать в более легкие и приятные сферы общения :)
Способности - я делаю это потому что я так умею.
Здесь достаточно просто получилось: я могу чувствовать вину, я могу любить, я могу гордиться, я могу отвергать, я могу принимать и так далее.
На следующем уровне пришлось попотеть нам обоим.
Убеждения и ценности.
Я подхожу к данному пункту максимально бережно и осторожно, так как здесь - источник картины мира, самоописания, самоопределения, всяких разных благополучий и неблагополучий и в отношениях, и в здоровье, и в материальном благополучии.
Ценности - это то, что для человека реально важно.
Убеждения - обоснования, почему это важно, а также создание способностей для охраны, защиты того, что является ценностью.
Конфликт убеждений и ценностей в человеке зачастую делают его неустойчивым, внутренне разобранным. Единство, согласованность, иерархия ценностей - стабильного, цельного, внутренне собранного и сильного.
В описываемом случае присутствовали убеждения (в скобках - ценности, вокруг которых, для защиты которых убеждения были скомпиллированы в таком виде) :
- Если я открою душу - мне туда насрут. (убеждение защищало ценности любовь, радость, покой)
- Другие люди могут меня обидеть (общение, любовь).
- Я маленький и слабый (доброта).
- Мне нужно научиться защищаться (радость, покой, действие, общение).
Были еще убеждения и ценности, здесь их приводить смысла нет. В целом получился очень большой пласт.
Описание убеждений и ценностей заняло довольно много времени, сопровождавшимися не всегда корректными по поводу убеждения замечаниями со стороны клиента :). Т.е. само осознание убеждений, стоящими за поведением и за чувствами, окончательно привело клиента в ресурсное состояние - он оживился, стал проявлять большую активность, шутить над собой и над происходящим.
Перешли к следующему уровню - Идентичность, или Личностное своеобразие.
Тоже очень интересный и мощный в плане влияния на жизнь уровень, ответ на вопрос: "в данном контексте КТО Я?".
У клиента был ответ - маленький мальчик, жертва.
Следующий уровень - Миссия, лучше всего описать словами автора - Р. Дилтса: "Это относится к вашему ощущению чего-то, что выходит за ваше личное видение себя самого и включает ваше видение больших систем, окружающих конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…
Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем?», «Ради чего?», «В чем смысл?».
После довольно продолжительной и насыщенной работы клиент ответил - ради жизни, ради того, чтобы остаться человеком.
Также были получены и другие ответы, но это был основной.
Итак, что получилось - весь негатив, испытываемый клиентом к окружающим и к себе, вся гордыня, - оказалось, имеют под собой очень позитивную цель.
С уровня Миссия человек видит себя и то, что происходит у него внутри, как бы со стороны. Он видит, как его самоидентичность не отражает его внутренних устремлений. Видит, насколько недостаточны его убеждения. Видит, что способы сообщения с миром далеки от совершенства. Видит, как падают серые и черные стены казалось замка, которым он себя окружил, а в самом деле оказалось, что это - фанерный ящик, в который он сам залез и в котором он удивительно неудобно скрючился.
На этом уровне происходят зачастую удивительные вещи.
Часть из них сейчас попробую описать:
на уровне Идентичность, или Личностное своеобразие клиент получил состояние Я - ученик. Убеждения начали меняться:
например, - Другие люди могут меня обидеть стало Есть люди, которые могут вольно или невольно зацепить за живое в силу своего развития и воспитания. Моя задача - отслеживать уровень комфортного общения и вовремя отсеивать из личного пространства подобных людей, держать расстояние.
- Мне нужно научиться защищаться стало Мне нужно учиться эффективной коммуникации, разбираться в людях, гибкости и саморегуляции.
Резюмируя, используя уже имеющийся жизненный опыт, клиент начал перестраивать свою картину мира, отношение к нему, начал создавать новую систему защиты своих ценностей. Старые убеждения трансформировались, перестали быть ограничивающими.
Он открыл в себе заново способности договариваться. доверять, любить, а при необходимости - закрываться от общения, находить тех людей, которые интересны и близки по духу.
При этом действуя так, чтобы максимально корректно относиться к окружению - более корректно и бережно и к своим чувствам, и к чувствам других.
Окружение - чувство страха не исчезло полностью, но стало более мягким, из черного акцентированного - серым, размытым.
Обида - трансформировалась в легкое чувство благодарности.
Вина - чувство не исчезло полностью, но перестало демотивировать, наоборот, стало некоторым катализатором процессов примирения.
В целом, по словам клиента, за месяц, что прошел после вышеописанной работы, он стал более контактным, стало легче в таких мелочах, как спросить дорогу или пообщаться с продавцом в магазине.
Он уже как бы со стороны увидел, какое напряжение создавал на работе и в семье. Стал более гибок и в то же время более настойчив.
Обрел внутреннее равновесие.
Подводя итог, могу сказать, что Пирамида логических уровней - прекрасный инструмент для работы с клиентом, а также замечательный инструмент и для работы с собой для достижения внутренней целостности, налаживания отношений, для оценки того, действительно ли нам нужны те или иные цели в жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий